Руководитель хора - Улитина Ольга Алексеевна

Яна Чудиновских встретилась с Ольгой Алексеевной Улитиной - руководителем хора "Cantarella", и задала ей несколько вопросов о жизни, о детстве и семье.

Яна Ч.:  Ольга Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье и Вашем детстве.

О.А.: Я родилась в семье петербургских  интеллигентов. Мой дед Дмитрий Константинович Дмитриев работал морским врачом на кораблях Балтийского и Каспийского флотов. В 1909 году он побывал с экспедицией на Новой земле, и даже остались его дневники об этом путешествии. Отец Алексей Николаевич Улитин, филолог-лингвист по специальности, был учеником известного академика Н. Я. Марра.  Он работал преподавателем в Университете, где познакомился с моей мамой, она  была студенткой его курса. К несчастью, папа умер от голода во  время блокады. Свое детство я провела в эвакуации в городе Белозерске, Вологодской области, у моих дедушки и бабушки. Мамин брат, Ростислав Дмитриевич Дмитриев, командир сапёрного полка действующей армии, вывез нас с мамой  к ним, в Белозерск, по дороге жизни из голодного города в 1942-м году. Моя бабушка была чудесной женщиной, очень доброй, терпеливой, прекрасной кулинаркой. Она могла практически из ничего сварить замечательный обед, даже в голодные послевоенные годы.

Яна Ч.: Кто привил Вам любовь к музыке?

О.А.: Это были мои дедушка и бабушка. Они много рассказывали о концертах, на которые часто ходили до войны, я много слушала с ними музыкальных передач по радио. После смерти дедушки в 1949 году мы с мамой вернулись в Ленинград, и я начала активно заниматься музыкой. Мама была прекрасной пианисткой и обладала хорошим голосом. У нас дома возобновились музыкальные вечера, прерванные войной. Я помню исполнение мамой мелодекламаций и пение целых сцен из опер.

Яна Ч.: Расскажите о Вашей маме.

О.А.: Мама сначала работала в Доме народного творчества (теперь в этом помещении театр «Зазеркалье»), где руководила вокально-хоровой секцией. Я с детства ходила с ней на смотры художественной самодеятельности и на концерты только возникших университетских  хоров – Политехнического, Электротехнического института, Технологического института, Университета. Я была на всех хоровых обсуждениях, ходила на государственные экзамены в Консерватории, так что могу сказать, что с детства «варилась» в хоровом соку. 
Затем мама стала работать в Куйбышевском райкоме партии, где возглавляла отдел культуры.  Благодаря этому обстоятельству мы с сестрой могли почти каждый вечер посещать концерты Филармонии! Эти посещения концертов – да и каких !! – стали для меня настоящей и главной школой.

Яна Ч.: Что  это были за концерты? Какие исполнители на них выступали?


О.А.: В то время было много именитых оркестров и солистов, приезжавших из-за границы после смерти Сталина. Я видела Б.Бриттена Е.Мравинского, С. Рихтера (это мой кумир), Г. Абендрота, А. Клюитанса, Д.Ойстраха,  И.Стерна, Э.Гилельса, В .Клиберна и многих других замечательных исполнителей. Эти встречи с гениальными людьми и знакомство с их талантом сформировали мой вкус. В ложе директора Филармонии я встречала выдающихся мастеров сцены – Л.Вивьена,  Н.Черкасова, Г.Нейгауза, Ю.Толубеева. Так как моя мама затем работала ответственным секретарём ВТО (Всероссийское театральное общество), у нас дома бывали эти знаменитости. 

Эти встречи были для меня незабываемы.  

Яна Ч.: Вы пели в хоре М.Ф.Заринской. Расскажите немного об этом:

Да, конечно.

Очень значимым в моей жизни было пение в хоре М.Ф.Заринской и общение с этой удивительной женщиной.

До войны она была городским методистом по хоровой работе с детскими коллективами. Она мне очень много дала в плане специфики детского хорового пения, в подборе репертуара.  Мария Федоровна была образованнейшим человеком. Она хорошо энала литературу, могла наизусть прочесть главы "Евгения Онегина", "Полтавы" и ещё огромное количество стихов .

Хор под её руководством известен в России и за рубежом. В.Минин называет этот хор "жемчужиной России".

Мария Федоровна всегда следила за нашими успехами и устраивала концерты в Капелле хоров участниц.

Яна Ч.: Как сложились ваша дальнейшая судьба?

О.А.: Закончив музучилище, я начала работать сначала в Гатчинской музыкальной школе, а затем в Музыкальной школе №12. Параллельно я училась в институте Культуры на факультете Академического хора. В1978 году я создала хоровое отделение, которым руководила более 20 лет. Сейчас я художественный руководитель и дирижер созданного мной хора «Cantarella».


О.А.: Хор «Cantarella» возник из выпускников дирижерско-хорового отделения Музыкальной школы №12 (ныне Санкт-Петербургский Музыкальный лицей) в  августе 2005. Еще во время учебы в лицее коллектив неоднократно выступал в лучших концертных залах Санкт-Петербурга и других городов России и Прибалтики. 
Хор занимал ведущие места в конкурсах и фестивалях Санкт-Петербурга, России и в Международных конкурсах.

Яна Ч.: Где сейчас можно послушать хор «Cantarella»? Какой у него репертуар?

О.А.: В настоящее время коллектив продолжает свою концертную деятельность. Он выступает во многих залах Санкт-Петербурга и на зарубежной сцене – в Финляндии, Германии, Италии. В репертуаре хора как произведения крупной формы: мессы, кантаты, сочинения духовной классической музыки российских и зарубежных композиторов, – так и хоровые произведения современных авторов.

Афиша выступлений

sdf